Секты, псевдодуховные организации и деструктивные культы - это часто слепая зона в работе терапевта.
Мы живём в реальности затяжного веерного кризиса: духовного, социального, политического, финансового. Вместе с тем мы до сих пор переживаем дефицит понятных институтов доверия и поддержки - традиции, семейственность, культура, социальные институты долгое время были разрушены.
На этом фоне, как и в 80-х- 90-х годах активно развиваются псевдодуховные, псевдорелигиозные и псевдотерапевтические системы. Теперь они адаптированы под современный язык и потребности, часто выглядят как коучинг, телесные практики, курсы развития личности, ретриты, или даже некоторые терапевтические проекты. Но несмотря на современную оболочку, они все равно структурно и идейно являются
Многие современные секты функционируют на стыке духовности, психологии, эзотерики и астрологии
Духовные практики, тренинги личностного роста, псевдотерапевтические проекты, круги силы и т д - границы современных эзотерических и псевдодуховных организаций все размытее.
Безусловно, никуда не исчезли и настоящие секты с выраженным объектом культа, гуризмом, искажением духовных текстов, изоляцией.
Секта может скрываться за фасадом христианской общины, бизнес-тренингов, компаний по распространению БАДов, йога-центром и даже художественной школы.
Поэтому сами люди, пострадавшие от такого рода насилия, не всегда называют это сектой, но приходят с симптомами тяжелых нарушений, экзистенциального ужаса, депрессии, ПТСР, расщепления, навязчивых состояний и чувства вины.
И если специалист мало осведомлен в этой теме, не умеет распознавать последствия гуризма, зависимости от культа, подавленной воли и пр, то он может не заметить и ключевой фактор симптомообразования.
Причем психологи сами могут быть уязвимы к воздействию таких систем, особенно на фоне современной интеграции терапевтического и духовного опыта.
Если вы думаете, что такие клиенты редкость в терапии, вы ошибаетесь
Сейчас многие оказываются на сессии у психолога будучи уже объятыми идеей поиска избранного пути
Человек может быть склонен к магическому мышлению, посещать разные эзотерические семинары, искать своего гуру, а психолог - лишь часть его “духовного” роста
даже из «классических» тоталитарных сект люди все же выходят
И в силу популяризации психиатрической и психотерапевтической помощи, они могут обращаться за помощью самостоятельно
сейчас форма деструктивных организаций размыта
Ваш клиент может состоять в женском круге, телесной группе, марафоне желаний, коучинговом проекте или ходить на семинары к какому-нибудь духовному гуру, и при этом подвергаться скрытому психологическому насилию, экономическому контролю, изоляции от близких и подмене ценностей
Понимание специфики психотерапии в процессе восстановления
Этические и клинические ловушки: что нельзя делать, даже с благими намерениями
Вы можете работать с людьми, пострадавшими от деструктивной организации и при этом не знать этого
Большинство психологов сталкиваются с последствиями духовного и психологического насилия, но не всегда узнают его форму. Люди не приходят с запросом «я был в секте».
Они приходят с тревогой, ПТСР, апатией, чувством вины и потерей смысла. а прошлый опыт в виду сильного стыда или замалчивают или искажают.
Большинство психологов сталкиваются с последствиями духовного и психологического насилия, но не всегда узнают его форму. Люди не приходят с запросом «я был в секте».
Они приходят с тревогой, ПТСР, апатией, чувством вины и потерей смысла. А прошлый опыт в виду сильного стыда или замалчивают или искажают.
Псевдодуховные ловушки сейчас - это часть рынка саморазвития.
Современные деструктивные организации - это система, которая маскируется под помощь, терапию, коучинг и пр.
В подкасте я расскажу о том:
Как распознаватьпризнаки деструктивного влияния даже в «мягких» духовных практиках и терапевтических группах
Как работают психические механизмы внутри культа и что происходит после выхода из секты
С какими симптомами приходят люди и как диагностически это узнавать
Как выглядит безопасный подход к этим темам
Эпизод 1
Современные секты: как устроена ловушка
(1)
Что такое культ и деструктивная организация в XXI веке
(2)
Какие формы они принимают, что такое квазидуховные структуры
(3)
Мотивы, уязвимость и психические причины человека, попадающего в секты. Психология вербовки и давления
(4)
От бизнес-семинаров до женских кругов и коучингов - как понять, что это псевдодуховные и деструктивные организации?
(5)
Псевдотерапевтические процессы - современная форма культа
Эпизод 1
Современные секты: как устроена ловушка
(1)
Что такое культ и деструктивная организация в XXI веке
(2)
Какие формы они принимают, что такое квазидуховные структуры
(3)
Мотивы, уязвимость и психические причины человека, попадающего в секты. Психология вербовки и давления
(4)
От бизнес-семинаров до женских кругов и коучингов - как понять, что это псевдодуховные и деструктивные организации?
(5)
Псевдотерапевтические процессы - современная форма культа
Эпизод 2
Что происходит с психикой человека, попадающего в секту
(1)
Механизмы разрушения Я
(2)
Как формируется зависимость от идеологии и лидера
(3)
Почему выход не означает реабилитацию
(4)
Идентификация с агрессором, вина и стыд
Эпизод 2
Что происходит с психикой человека, попадающего в секту
(1)
Механизмы разрушения Я
(2)
Как формируется зависимость от идеологии и лидера
(3)
Почему выход не означает реабилитацию
(4)
Идентификация с агрессором, вина и стыд
Эпизод 3
С чем приходят в терапию такие клиенты и в чем нуждаются
(1)
Симптомы и запросы клиента
(2)
Способы маскировки, защиты и границы допустимого
(3)
На что обращать внимание
(4)
Реабилитация - главный процесс в терапии
Эпизод 3
С чем приходят в терапию такие клиенты и в чем нуждаются
(1)
Симптомы и запросы клиента
(2)
Способы маскировки, защиты и границы допустимого
(3)
На что обращать внимание
(4)
Реабилитация - главный процесс в терапии
Эпизод 4
Устойчивость специалиста: как не попасть в чужую динамику власти
(1)
Как психотерапевтическая практика иногда бессознательно копирует культы
(2)
Что защищает терапевта: зрелая позиция, границы, саморефлексия
(5)
Что может навредить больше, чем помочь
(5)
Что может навредить больше, чем помочь
(3)
Этические ориентиры в зыбком поле духовного и терапевтического
(4)
Типичные терапевтические ловушки: стать спасателем, учителем или новым гуру
Эпизод 4
Устойчивость специалиста: как не попасть в чужую динамику власти
(1)
Как психотерапевтическая практика иногда бессознательно копирует культы
(2)
Что защищает терапевта: зрелая позиция, границы, саморефлексия
(3)
Этические ориентиры в зыбком поле духовного и терапевтического
(4)
Типичные терапевтические ловушки: стать спасателем, учителем или новым гуру